Пуруша, Шакти, Пракрити

С санскрита Шакти переводится как «Cила» или «Энергия» в общих условных терминах. Эта энергия принадлежит области «Пракрити» или женскому аспекту творения. Она - Богиня-Мать, и ей в индуизме поклоняются в повсеместно.

Как это работает?

Прежде всего, нужно знать, что Бог - это неразделенное сознание. Другими словами, Он есть Ничто, если вы хотите посмотреть на это с точки зрения материального восприятия. В этой Своей анти-форме в Нем не существует разделения во времени и в пространстве и других форм известных эго-сознания. Тем не менее, по некоторым причинам Он пробуждается и приводит в движение Пракрити. Он входит в универсальную энергию, и из этого объединения создается то, что мы понимаем как «реальность». И, таким образом, возниает так называемый Биг Бэнг - Большой Взрыв со скрытой внутри энергией, которая пребывает в космическом яйце (Хираньягарбха). Это также в значительной степени согласуется с современной теорией Большого Взрыва (Big Bang).

Все в мире, материальное, разумное, нестабильное, все, что находится в аспекте чувственного мира, может быть преобразовано из одного состояния в другое и является частью только Пракрити.

Закон сохранения энергии?

Материя обладает энергией в любое время. Даже человеческое тело, разум и другие составляющие есть не что иное как проявлением энергии из Пракрити, но в более высокой форме. Божественная энергия уже намного сложнее и выше, чем энергия людей, с точки зрения эволюционной шкалы. Святая Троица - Брахма, Вишну и Махешвар – стоят еще выше, и на самом высоком уровне может быть комбинация отдельных источников энергии. Эта энергия - энергия Богини-Матери, действующей как Шакти Ишвары. Когда Брахман пробуждается, возникает Ишвара. Брахман - это поле для Шакти. Такова структура Шакти, и именно Она проявляется.

Проявление вещей и существ

Согласно индуистской дхарме, когда Чистое Я, Пуруша, соединяется с материей или энергией, Пракрити, в этот момент начинается творение. Чистое Я входит в материю и пробуждает различные энергии в материи, таким образом, приводя к формированию ложного я, известного как эго. Все это происходит в течение определенного периода времени посредством дифференциации и комбинации пяти Махабхут (пяти грубых элементов), Панчендириев (пяти органов чувств), Кармендрий (пяти органов действия), Танмантр (пяти тонких элементов), манас (ум), ахамкара (иллюзорное Я) и буддхи (различающий разум).

Именно поэтому отдельные существа приходят в этот мир и затем движутся к освобождению. То же самое происходит на всех уровнях мироздания, что приводит к созданию мира и высших божеств.

Как часть этого процесса формируется ЭГО, что становится важным инструментом в арсенале этого мира. Это эго управляется тремя гунами: саттвой, раджасом и тамасом, которые питаются деятельностью чувств и мотивируются силой желаний (благость, страсть и невежество). Это не что иное, как ложное чувство идентичности, которое развивается благодаря формированию мирского разума и осознания разумом тела (телесная концепция)

Рабство и заблуждение в Пракрити

Разум - это только поле в пространстве и времени, которое эго может отличить от остального творения. Он действует так, как будто это есть единственное настоящее «Я» и отделяется от остального творения. Это невежество, хотя и в своей высшей форме, и оно приводит к убеждению, что настоящее «я» - созданное эго, существует в реальности, тогда как на самом деле его нет. Это новое «Я» начинает существовать как бы независимо, поменяв свое собственное буддхи (духовный высший разум) в обмен на тело, на разум мирской и ложное эго, питая собой и давая дыхание в одной конструкции этого материального существования.

Это приводит к порабощению себя, своего Я. Важно понять, что это не означает, что душа «страдает». Душа не может страдать, поскольку Она есть чистое Сознание. Ничто не может затронуть ее каким-либо образом или тем более повредить Ей. Но мы говорим, что Она страдает, потому что проходит снова и снова тот же цикл рождения и смерти, не давая себе возможности вернуться к источнику. С нашей «сознательной», «псевдо-эго» точки зрения душа страдает, но не с точки зрения «души» в ее изначальном состоянии. Где бы это ни было - на небесах или в любой другой локе - душа одна и та же: вечная, неизменная, исполненная чистого сознания и блаженства.

Но что тогда страдает?

Страдает ложное Я или эго. Но это страдание не мешает этому «Я» потворствовать своему желанию, движимому желанием, до такого состояния, когда это страдание уже становится невыносимым. И тогда наше эго претерпевает духовную трансформацию. В противном случае это эго не возражало бы существовать в «реальности» даже тысячи лет, если бы оно могло, учитывая физические ограничения.

Когда жизнь заканчивается, эго испытывает разочарование или даже боль, потому что оно оставляет после себя множество задач незавершенными, мечты неосуществленными, а плоды прошлых действий невыполненными. Природа (Пракрити) не позволяет выти этой душе из своих объятий, вселяя заблуждения снова и снова, что является главным Ее замыслом и сутью.

Таким образом, между природой и эго существует компромисс, благодаря которому каждому сотворенному эго разрешается вернуться в «реальность» для другого перерождения и продолжить незаконченную работу. Даже когда существо умирает, эго не умирает полностью.

Шакти - женщина?

Ответ - нет. Шакти не является ни мужчиной, ни женщиной. Это чисто умозрительная концепция и не должна восприниматься буквально. Нельзя считать, что энергия - это женщина, а самость - в мужчине. Пуруша (самость) существует как у мужчин, так и у женщин, так же как и у Пракрити. Это две стороны одной и той же истины, и не имеет смысла одно ставить перед другим или искать главенство одного перед другим. Нужно иметь в виду: без энергии «я» не может двигаться, а без «я» у энергии нет поля для своего движения.

Можно сказать: «Пракрити - это неделимое Сознание (Пуруша)».