Для изучения языка нужно знать реалии страны, язык которой изучается. Сюда нужно отнести и знание литературы, истории и культуры. Как показывают занятия со студентами, эти области для многих просто не изведаны. Они не могут понять различия в культурах, им не давались знания политической географии, они не в курсе каких-либо событий в мире. Им это не давалось в школе.

Не прививалось и не привилось. С возрастом к такому познанию стирается всякий интерес. А нет интереса, нет и проблем. 

Согласитесь, учиться языку на такой слабой базе очень проблематично. И в школе и в университетах они изучают какие-то устаревшие или вообще выдуманные сведения о странах. С таким подходом студенты и школьники видят внешний мир в мрачных или просто скучных тонах. А кому учить, если учитель и сам жил в закрытом мире? Итак, коробочка захлопнулась или круг замкнулся. 

Пример. Накануне так называемого Брекзит, выхода Великобритании из ЕС, я спросил на очередных занятиях, что они думают об этом. Никто этого понятия раньше и не слышал. Я спрашивал в других группах – результат тот же. Я задавал вопросы попроще, например, о странах Евросоюза, валюте, языках и прочее. Основная масса студентов не владела даже базовой информацией. Пришлось обучать простейшим вещам, просто с нуля.

Оговорюсь, это известный системообразующий университет государственного значения в г. Москве. Что можно говорить о глубинке?

Резюме: У молодежи нет ни простейших знаний, ни даже мало-мальского интереса к познанию мира. Для чего тогда нужно изучать иностранный язык? Вопрос, который висит в воздухе.  Но есть подозрение, что это неспроста. В чем причины? Какие есть соображения? Есть ли у нас шансы говорить с миром на одном языке?

---

P.S. Стало известно, что государственное финансирование бюджетного обучения ВУЗов сокращается еще на 30-40%. Занятия иностранным языком в моем университете сокращены еще на полгода - 1 год и 1,5 года вместо 2-х ранее в прошлом году.

Так происходит отчуждение от внешнего мира.

МГУ среди университетов мира занял 188 строчку, а Университет Дружбы Народов откатился за цифру 800. РЭУ им. Г.В. Плеханова теперь стоит в группе 600+, НИУ ВШЭ, наша "Вышка" стоит за 420 месте. Хотя есть и немного более "щадящая" классификация - тут наши вузы, где тот же РУДН стоит на позициях "600-650".